Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дружба Интернета с "Быками" и "Медведями" (К вопросу о компьютерно-финансовой мифологии)

Архив
автор : Сергей Голубицкий   03.02.1997

   Небольшая оговорка: термины "быки" и "медведи" в контексте этой статьи не подразумевают вышибание денег и взлом сейфов, хотя и определяют в некотором роде отношение людей к презренному металлу. По малопонятной американской традиции "быками" называют участников финансового рынка, которые верят, что цены на акции будут повышаться, тогда как "медведи" полны пессимизма (не лишенного корысти) и убеждены в прямо противоположенном.



   "Двадцать пять самых влиятельных журналистов" США единодушно присвоили Интернету титул "Главной темы 1996 года" (Top story of the year), имеющей все шансы превратиться в тему безоговорочно доминирующую в году наступившем. Поскольку не уточнялось, является это событие положительным или отрицательным, я с огромным удовольствием приобщусь к "самым влиятельным" и поддержу эту номинацию. Уж чего-чего, а пресловутых "Hype" и "Hoop-la" по поводу мировой компьютерной сети - хоть отбавляй. Вообще, ситуация вокруг Интернета очень напоминает брожение ("варку бульона"), предшествующее взрыву на финансовом рынке. Аналогию дополняет и полная неуверенность относительно последствий этого взрыва - то ли стремительный взлет (за "быками"), то ли головокружительное падение (за "медведями").

   Каковы же доводы "быков" от Интернета? Вот они:   
  • Традиционное программное обеспечение, начиная от операционных систем (новая NT 4.0, Novell IntranetWare), бизнес-приложений (весь пакет MS Office 97), и заканчивая финансовыми техническими анализаторами (Metastock 6.0) полностью ориентированы на интеграцию с Интернет;   
  • Чисто интернетовские программы, в первую очередь - браузеры и так называемые "suites" (комплексные решения), функционально все более напоминают традиционные ОС. Ярким примером служат MS Internet Explorer 4.0 и Emissary 2.0. Особую роль в деле разрушения традиционных операционных систем играют пресловутые Jаvа-технологии;   
  • Практически весь деловой "бомонд" обосновался на Web'e. Отсутствие адреса "http" расценивается сегодня повсеместно как откровенный моветон;   
  • Наконец, состояние Интернет-коммерции. 55% пользователей Интернет, недавно опрошенных на выставке "Internet World", ответили, что они осуществляли финансовые операции on-line. Другой опрос, проведенный информационной службой PR Newswire, показал, что 48 % респондентов уже купили или планируют купить рождественские подарки в виртуальных лавках. Издатель MoneyTalks Ларри Томас сделал вывод, что по мере ослабления новизны и увеличения удобства все больше пользователей склонны рассматривать Интернет как средство эффективной экономии времени при сборе информации и осуществлении финансовых операций.   Эти и другие аргументы, по мнению "быков", должны обеспечить Интернету феноменальный "uptrend" в 1997 году.

       А вот доводы "медведей":   
  • В 1997 году завершится эйфория по поводу безлимитной системы оплаты (т.н. Flat rate), которая оказалась убыточной для ISP. Как следствие, плата за пользование сетью возрастет, что, в свою очередь, скажется на привлекательности Интернета в глазах обывателей;   
  • Доход от коммерческого использования Web-сайтов получают считанные компании, в то время как Клондайк Интернета увлек в свои "сети" сотни тысяч предпринимателей, для которых данная инициатива оказалась убыточной;   
  • Колоссальный разрыв между высокими технологиями Интернета и поголовной компьютерной неграмотностью широких общественных масс еще долгое время будет сдерживать рост Cети. Разочарованием рождественских продаж стали так называемые интерактивные приставки WebTV, на которые возлагались большие надежды. Согласно отчету Wall Street Journal было продано только 30,000 приставок. Главная причина - большинство покупателей не понимает и не знает, для чего этот продукт предназначается;   
  • Наконец, сомнительное художественное достоинство Web сайтов. Интернет как порождение технократического духа естественным образом реализуется "физиками", чьи вкусовые амбиции вызывают оскомину у "лириков".   Таковы, вкратце, аргументы сторонников неминуемого ""downtrend"'a Интернета.

       В конечном счете, принципиального значения этот спор не имеет в силу одного важного обстоятельства. Дело в том, что природа Интернета по своей философской сути вовсе не оригинальна. Интернет - лишь новая информационная среда (с акцентом на интерактивность) и в качестве таковой целиком и полностью зависит от информации, которой она заполняется. Поэтому, во-первых, в Интернете всегда будут присутствовать все пороки и достоинства человеческой природы (от порнографии до проекта  Гуттенберг, хотя не ясно, почему я развел их по полюсам), во-вторых, став частью ноосферы, Интернет имеет все шансы выжить не только в 1997 году, но и в следующем столетии.

       А посему, жизнь берет свое и Интернет как лампочка мотылька привлекает новые толпы коммерсантов. Не стал исключением и необъятный финансовый рынок. Как же складывается дружба подлинных "быков" и "медведей" с Интернетом?



       На заре "катастройки" я защитил диссертацию о воплощении социальной мифологии в литературе. По юности и наивности главным пригрезившимся мне мифом был миф тоталитаризма, а посему я старательно внес посильную лепту в идеологический развал советской власти. О чем сегодня искренне сожалею и готов испросить прощения. Однако урок, который я извлек и который очень пригодится и мне и читателю для правильного понимания этой статьи, таков: к глубокому сожалению, похоже, что миф -- единственно доступный широким массам способ мышления и мы обречены развенчивать один миф с помощью и во имя другого мифа, даже не догадываясь об этом.

       В компьютерном мире мифов ни чуть не меньше, чем, скажем, в политике или истории. Вот лишь малая толика - персональный компьютер создала IBM, экраны мониторов вредны для здоровья, сети кишат вирусами, OS/2 лучше Windows, Билл Гейтс - самый богатый человек, Микрософт придумала Basic, DOS и  Windows, российский пользователь -  самый квалифицированный в мире и т.п.

       Не менее мифологичны представления о финансовом рынке и его отношении с компьютерами и сетями. Поговорим об этом поподробнее.

       Финансовый рынок, то есть рынок ценных бумаг, был компьютеризирован почти тридцать лет назад. В 1971 году Национальная Ассоциация Дилеров Ценных Бумаг США ( NASD) освоила систему электронных торгов (Nasdaq) - общеамериканскую компьютерную сеть, доступ к которой имели дилеры в самых удаленных уголках страны. Лондонская биржа несколько припозднилась - система, аналогичная Nasdaq, под названием SEAQ (Stock Exchange Automated Quotations), появилась в 1986 году. Первый Токийский аналог - CORES - возник в 1982 году, а затем заменен на более совершенную систему - FORES - в 1990 году. Биржа в Торонто обрела компьютерный облик в форме CATS (Computer-Assisted Trading System) в 1977 году.

       Однако, в столь ранних сроках ничего удивительного нет, поскольку и сам Интернет существует давным-давно, только пускали в него не каждого. Поэтому первая иллюзия, с которой нам предстоит расстаться, заключается в том, что возможность участвовать в торгах на бирже с помощью компьютера появилась не далее, как вчера.

       Профессиональные  инвесторы и трейдеры при желании уже давно могли получить электронный доступ к той или иной дилерской конторе.

       Интернет, как мы понимаем его сегодня, а именно - всемирная компьютерная сеть, доступная широким массам, - должен был открыть, на первый взгляд, неограниченные возможности как для самих инвесторов, так и для брокерских контор. На поверку, все оказалось гораздо сложнее.

       Начнем по порядку. Каковы возможности у жителя США, пожелавшего обменять свои честно заработанные доллары сегодня на те или иные обещания прибыли  завтра?

       Во-первых, разместить излишек средств на сберегательном счете (savings account) в коммерческом банке или сберегательном учреждении (thrift), либо там же приобрести депозитарный сертификат (CD).

       Другой вариант - это отдаться любимцам американского народа - паевым фондам (Mutual Funds). Их сегодня в США - под девять тысяч (!!!).

       Оба варианта - удел осторожного обывателя, у которого нет ни лишних денег, ни свободного времени, и таковых большинство. Однако всегда находится определенная группа непоседливых людей с повышенными амбициями и самомнением. Как правило, денег у них немного, поэтому терять их не так жалко, а попробовать самому хочется. Для подобного контингента существуют брокерские конторы (Brokerages).

       В Соединенных Штатах существуют сотни брокерских контор, из которых крупнейшими являются следующие:

    Брокерская контора Активы на 1995 год (в млрд. Дол.)
    Merrill Lynch 703.0
    Smith Barney 419.7
    Dean Witter 221.3
    Paine Webber 216.3
    Charles Schwab 195.6
    Fidelity Brokerage 181.0
    Prudential Securities 168.0

       Степень концентрации капитала этих контор поражает воображение не только с невысокой колокольни национального валового продукта нашей многострадальной родины, но и с точки зрения видавших виды американских и японских финансовых элит. Для сравнения, активы крупнейшего банка США - Citycorp of New York - около 180 млрд. долларов.

       Так вот, из вышеперечисленных контор, насколько мне известно, только Charles Schwab и Fidelity предоставляет брокерские услуги через сеть Интернет. Самые громкие имена финансовых брокеров в Интернете - E-Trade, Ceres Securities Online, Jack White & Company, Pacific Brokerage Services, The Net Investors, National Discount Brokers и т.п. - за малым исключением, сплошь неологизмы на горизонте финансовых услуг. Честь им и хвала за инициативу, однако их клиенты погоды на биржах не делают.

       Чем же вызвано такое сдержанное отношение к Интернету крупных и зарекомендовавших себя брокерских контор? В качестве первого предположения на ум приходит очередной компьютерный миф о ненадежности и опасности финансовых операций в Интернете. Этот миф просто мучителен по своей одиозности. Его ближайший родственник в быту - это идея опасности авиации как вида транспорта. Не возмущало ли Вас, читатель, назойливое внимание к авиакатастрофам средств массовой информации? И это на фоне того, что под колесами автомобилей ежедневно погибают в десятки, сотни раз больше людей. Нечто похожее происходит с умом обывателя по поводу опасности Интернета. Тогда как в любом кафе, магазине и просто при заказе по телефону, шанс быть обворованным на порядок выше. Мой американский партнер Питер Тэйди пару месяцев назад заказал по телефону компьютер у какой-то калифорнийской фирмы. Компьютер доставили, однако с карточки VISA почему-то исчезла сумма в два раза больше полагающейся. Как оказалось, второй платеж был произведен в пользу совершенно непонятной тайваньской компании. Все аккуратно, без всякого Интернета. Кстати, деньги обратно Питер так и не получил, теперь вот судится.

       Объективности ради стоит признать, что крупные брокеры все-таки учитывают этот миф, когда не спешат в Интернет. Какой прок от того, что специалисты понимают абсурдность подобных страхов, если большинство обывателей свято верят в эту сказку? В конечном итоге, коммиссионные будут изымать у этих самых обывателей, а посему - "хозяин - барин".

       Основная же причина, по которой крупные брокеры не идут в Интернет, так же банальна, как и отсутствие инвестиций в экономику России. Ответ прост -  неинтересно. Чисто по-экономически, без всяких обиняков. Это "неинтересно" слагается из двух важных компонентов. Во-первых, американскому инвестору нет нужды входить в Интернет для того, чтобы осуществить покупку или продажу ценных бумаг. У него есть по меньшей мере три способа сделать то же самое более легким способом - бесплатно позвонить по телефону в брокерскую контору, где бы он не находился от Аляски до Гавайских островов, быстро осуществить сделку с помощью так называемого телеброкера - системы меню, управляемой с помощью обычного тонового телефона, наконец - связаться с брокерской конторой по закрытой компьютерной сети, минуя Интернет (тоже бесплатно).

       Второй компонент экономической невыгодности - "мелкота" интернетовского инвестора. Как ни неприятно признавать, но в Америке как и России клиенты делятся на крупных (и важных) и мелких (то есть, не очень важных).

       И тем не менее, Интернет все более наполняется сайтами, предлагающими брокерские услуги. В чем же тогда привлекательность этой среды?

       Причин, на мой взгляд, - две. Первая - из области психологии потребления вообще и психологии инвестора в частности.  Американский консьюмизм исторически отлился в очень своеобразную форму, не имеющую аналогии нигде в мире, в том числе и в странах Западной Европы. Не случайно, у крупного американского бизнеса розничной торговли постоянно возникают проблемы в процессе его экспансии на территориях западноевропейских стран, крупные  супермоллы с трудом конкурируют с небольшими бутиками и магазинами, местных европейских торговцев. В чем же это своеобразие? В подходе к покупателю. В США, стоит вам только толкнуть дверь и появиться на пороге любой торговой точки, как к вам со всех сторон несутся свободные продавцы и менеджеры и атакуют вопросом: "Чем я могу вам помочь?". С непривычки хочется поднять руки и сдаться. Настойчивое желание услужить доходит порой до самоуничижения (естественно, в нашем, российско-европейском представлении). Помнится, когда я впервые приехал в Америку, то, прогуливаясь по Манхеттену, случайно заглянул в очень фешенебельный салон обуви "Бостониан". Продавец-итальянец по неписаному канону арестовал меня и моего американского приятеля уже в дверях магазина, снял мерку и притащил множество коробок на примерку. В этот момент освободился менеджер салона, здоровенный негр, который подошел к нам, представился, дал визитную карточку, затем... стал на колени и собственноручно принялся надевать туфли мне на ноги. Я был готов провалиться сквозь землю (вот она, советская скромность!). Но менеджер на этом не успокоился и взялся чистить обувь, в которой мы пришли, заявив на мои слабые возражения, что он любит этим заниматься. Он говорил очень искренне. В результате я купил две пары, хотя не собирался покупать вообще ничего. Такое распределение ролей - пассивный покупатель и сверхактивный продавец - чисто американское явление, отпугивающее не только советских людей, но и настоящих европейцев. В Лондоне, Париже или Мюнхене вы можете долго и бессмысленно бродить по магазинам в то время, как продавцы будут спокойно стоять поодаль и мирно беседовать между собой, покой вашей особы никто не нарушит и вас не введут в смятение сатанинским напором. Какой из двух подходов лучше, я судить не берусь, для нас важно лишь зафиксировать это отличие.

       Вернемся теперь к Интернету как виртуальному брокеру, у которого вы собираетесь приобрести те или иные финансовые услуги. Почему же американский инвестор может предпочесть Интернет - аналог ненавязчивой европейской модели консьюмизма - общению с брокером напрямую по телефону, что соответствует более привычной американской модели? На первый взляд, налицо противоречие. На самом деле, покупка башмаков в магазине и оформление ордера на покупку или продажу ценных бумаг - явления совершенно полярные. В первом случае, от покупателя ничего не требуется - ни знаний, ни умений, ни опыта. Во втором, звонок брокеру подобно снежной лавине влечет за собой целый комплекс осложняющих обстоятельств - психологических, бытовых, социальных. Ведь для того, чтобы просто правильно сформулировать ордер, надо обладать целым набором знаний и при этом быть предельно точным в формулировках, иначе можно запросто потерять свои деньги. Посудите сами - нельзя просто сказать: "Я хочу продать сто акций IBM". Профессиональный диалог с брокером по телефону будет выглядеть, примерно,  следующим образом:
       Брокер: Доброе утро, меня зовут Билл. Чем я могу Вам помочь?
       Клиент: Сообщите, пожалуйста текущую котировку простых акций IBM.
       Брокер: Конечно. Ваше имя и номер счета, пожалуйста.
       Клиент: Меня зовут Джим Джонсон, счет номер 9999-9999.
       Брокер: Г-н Джонсон, цена на акции IBM -  "бид" 140 ?,"аск"140 5/8.
       Клиент: Я хочу продать сто акций.
       Брокер: Ваш ордер -  "маркет"?
       Клиент: Нет -  "стоп-лимит".
       Брокер: Цена "стоп"?
       Клиент: 140.
       Брокер: Цена "лимит"?
       Клиент: 139 7/8.
       Брокер: Позвольте повторить для Вас: Ваш ордер - продать 100 простых акций IBM по цене <стоп-лимит>. Цена <стоп>- 140, цена <лимит> - 139 7/8. Правильно?
       Клиент: Все правильно.
       Брокер: Я ввожу Ваш ордер прямо сейчас. Вот - подтверждение. Ордер принят. Что-нибудь еще?
       Клиент: Нет, спасибо. До свидания.

       Вот такой разговорец. Даже невооруженным взглядом видно, что для участия в нем необходимо обладать железными нервами и хоть каким-то предварительным знанием. Однако такая эмоционально-образовательная нагрузка - лишь одна из причин, по которой американский (и вообще, любой) инвестор может предпочесть Интернет с его безликим общением прямому разговору с брокером.

       Психологическая причина привлекательности Интернета как виртуального брокера дополняется социальной. Бытует миф, что достижения американской демократии привели к такому высокому уровню жизни среднего класса, что гражданину-обывателю стало наплевать как живет его сосед и насколько его машина лучше твоей. Это - величайшее заблуждение, вовсю культивируемое голливудским соцреализмом. Всем ой как не наплевать! А зависть просто не дает спать рядовому гражданину. Если к этому добавить повсеместный культ стукачества (которому, правда, далеко до немецкого), то стрессовый характер общественный жизни - налицо. Так вот. Одно дело заглянуть в магазин, почувствовать себя хозяином жизни, дать менеджеру почистить тебе башмаки и купить пару новых, и совсем другое - сделать рискованный финансовый ход, каковым является покупка / продажа ценных бумаг. Здесь целый клубок фобий и комплексов - не проявить себя полный идиотом, не позволить брокеру усомниться в твоих способностях, наконец, просто не потерять денег. А если добавить к этому тот факт, что брокер знает состояние твоего счета, а следовательно, знает, чего ты стоишь, и у тебя нет ни малейшего шанса изобразить перед ним крупного скотопромышленника из Техаса... Конечно, если у тебя пара-тройка миллионов, то никому ничего уже доказывать не надо, а если - этих миллионов нет? Вот тогда - милости просим в Интернет - конфиденциально, безлико, спешить никуда не надо и доказывать - тоже.

       Итак, первая причина привлекательности Интернета - психологическая. Вторая - банально географическая. Когда я говорил, что для американского инвестора существует как минимум три способа связаться с брокером где бы он не находился - от Гавайских островов до Аляски, я не грешил против правды. Однако по ту сторону Аляски, в Тьмутаракани под названием Европа или Австралия, все эти удобства тут же испаряются. Бесплатный телефон 800 не работает, международные переговоры стоят дорого, одним словом, весь комфорт американского телефонно-коммуникационного рая исчезает. И вот тогда Интернет превращается из падчерицы в незаменимого друга. Скажем, находясь в Москве, Интернет является единственным средством доступа ко всем американским финансовым ресурсам.



       В завершение эссе о дружбе Интернета с "быками" и "медведями" несколько слов о нашей родине. Эту тему можно рассмотреть в двух аспектах - интернет-трейдинг и использование мировой компьютерной сети банками.

       У Соединенных Штатов, такой противоречивой во всех отношениях стране, есть одно неоспоримое достоинство - несмотря на вездесущность государства, пытающегося контролировать все и вся, у человека все-таки есть шанс сказать любимой девушке или своему финансовому брокеру нужные слова и при этом не утратить ощущения приватности состоявшейся беседы. В нашем отечестве такого чувства никогда не было и, по-видимому, долго не появится. В годы Советской власти был анекдот о том, что молодожены обязаны покупать трехспальную кровать - для самих себя и Ленина посередине. В годы катастройки присутствие этого ленина усилилось десятикратно. Дело в том, что власть намеренно или случайно делает все от нее зависящее, чтобы не подпустить своих граждан к любой форме экономической независимости. А именно эта независимость лежит в основе как интернет-трейдинга, так и интернет-банкинга.

       Финансовый трейдинг вообще и интернет-трейдинг в частности предполагает, что потенциальный инвестор самостоятельно решает, куда ему вкладывать свои деньги - в акции американских, японских или российских компаний. Свобода частных инвестиций - незаменимое условие существования настоящего финансового рынка. Так, в начале января был отмечен усиленный рост стоимости американского доллара по отношению к японской йене. Причина тому - доходность американских казначейских облигаций значительно превысила доходность японских, в результате чего японские инвесторы принялись скупать доллары, чтобы приобретать на них американские ценные бумаги. Такая ситуация просто немыслима в России, где столько сил тратится на выслеживание капиталовложений граждан и насильственное их изъятие для пополнения бюджета. Поскольку российское государство непоколебимо в своей уверенности, что его богатство - в полноте бюджета, а не в состоятельности самих граждан. Прогнозировать дальнейшее развитие событий может даже ребенок - деньги как утекали за рубеж, так и будут утекать и никакие драконовские меры не помогут. До тех пор, пока не будут выполнены два условия - радикальный пересмотр налоговой политики и прекращение нецелевого использования (читай - воровства) бюджета - на войны, генеральские вилы, политические кампании. Но ничего этого в ближайшие годы, похоже, не предвидится.

       Нужен ли интернет-трейдинг в России? Сегодня ответ однозначен - нет. Хотя это и не исключает коммерческой выгодности данной инициативы, иначе компания "Мириад", в которой я состою, не обучала бы тому, чему она обучает. Услуги по практическому интернет-трейдингу в Москве предоставляет компания "Российский Валютный центр". Несмотря на такие недостатки как ограничение участия только биржевыми торгами  FOREX, работа через финансовых посредников и отсутствие операций в режиме реального времени, "РВЦ" является пионером в этой области и заслуживает всяческих похвал.

       Нужен ли Интернет банкам России? Ответ - "нет" в еще большей степени. Российским банкам вообще ничего и никто не нужен. Они самодостаточны. В лучшем случае им пригодятся технологии интранета да побольше брандмауэров, чтобы еще больше и надежнее отгородиться от назойливого населения. Есть ли возможности для внедрения интернетовских технологий в банках России? Возможностей - хоть отбавляй, достаточно выйти на улицу и поглядеть на местное в вашем районе отделение Сбербанка, думаю весь его фасад также отделан золотом, как и в моем районе. А как еще должен выглядеть банк, одним махом укравший все сбережения у своих вкладчиков?

       Глубоко уважаемый мною Денис Викторов, предложив подготовить этот материал, предположил, что было бы неплохо сказать несколько слов о российских перспективах, надеждах и возможностях. Я человек обязательный и, видит бог, пытался изо всех сил разглядеть эти перспективы и надежды буквально под микроскопом, поворачивал объект исследований то одной стороной, то обратной, наконец - сдался. Видимо, трудно избавиться от темного наследия марксистского воспитания, полученного в годы "застоя", а посему говорить о перспективах взаимоотношений Интернета и отечественных банков просто язык не поворачивается.




       Статья получилась как бы черно-белая. Белая про Интернет и черная - про все остальное. Я позволил себе черную половину, памятуя о том летнем номере "Компьютерры", целиком посвященной теме "Голосуй или...". Мне кажется, дорогой нам всем журнал гордится своей гражданской позицией. И я горжусь своей. И это правильно - нельзя притворяться, что мы живем на планете Марс и кроме материнских плат и модемов ничего не существует.

       "Uptrend" (обратно к тексту) (англ.) - устойчивый рост стоимости ценных бумаг.
       "Downtrend" (обратно к тексту) (англ.) - устойчивое падение стоимости ценных бумаг.
       Проект Гуттенберг (обратно к тексту) - одна из самых возвышенных и бескорысных инициатив в Интернете, направленная на переведение в электронную форму всего письменного наследия человечества. Уже сегодня доступны on-line десятки тысяч книг из золотого фонда.
       "Катастройки" (обратно к тексту) Удивительно точное определение, принадлежащее перу Александра Александровича Зиновьева.
        (обратно к тексту)После прочтения биографии Билла Гейтса, написанной Стивеном Мэйнсом и Полом Эндрюсом, у меня зародилсь уверенность, что Микрософт вообще ничего не придумал, а лишь умело пожинал плоды чужих достижений.
        (обратно к тексту)Да не обидятся на меня "специалисты" всех мастей, ведь речь идет не об их частных и узко профессиональных знаниях, а о так называемом "общественном представлении", которое суть среда обитания всяких мифологем.
        (обратно к тексту)Кстати, о терминологии. Инвестором условно называют участника рынка ценных бумаг, который более склонен к долгосрочным капиталовложениям (год и более), в противоположенность ему трейдер - склонен к краткосрочным спекуляциям (день, неделя, месяц).
        (обратно к тексту)Да не возмутится читатель от вульгарности формулировки, поскольку именно так вводится понятие "инвестиции" в американской финансовой науке: "инвестиция, в широком смысле слова, означает жертву наличных долларов в обмен на доллары в будущем".
        (обратно к тексту)В случае с отсутствием инвестиций в наше отечество бытует еще один миф - высокая степень риска. Это ерунда полная. Рискованность опциона или фьючерса на рынке Америки на порядок выше, чем страхи перед очередной хворобой российского президента или пресловутой мафией. Однако же фьючерсный и опционный рынок - многомиллиардный. Просто западные аналитики давно поняли то, что по непонятной причине до сих пор недоступно отечественным умам - отсутствие платежеспособного населения, которое и определяет неинтересность рынка. Другой миф на ту же тему - высокая рентабильность местных капиталовложений - ГКО и ОФЗ. На тех же американских опционах за один день можно заработать больше, чем на ГКО за год. Правда и потерять тоже можно.
        (обратно к тексту)Ужасное слово, определяющее идеологию постиндустриального потребительского общества.
       Супермолл (обратно к тексту) - удивительное изобретение американской цивилизации. Это не большие, а просто гигантские торговые центры, объединяющие под одной крышей иногда тысячи торговых точек, баров, ресторанов, кафе, кинотеатров, фотоателье, парикмахерских и т.д. Сегодня супермоллы превратились в культурные центры в небольших провинциальных городках, в которых люди проводят практически все свое свободное время.
        (обратно к тексту)Такой диалог рекомендует брокерская контора Charles Schwab
        (обратно к тексту)Биржевой специалист, поддерживая ликвидность рынка, всегда готов приобрести ваши акции по цене "Бид" (Bid Price) и продать вам акции по цене "Аск"(Ask Price).
       Маркет (Market) (обратно к тексту) -это цены текущего спроса и предложения.
       Стоп-Лимит (Stop-Limit) (обратно к тексту) - довольно сложная и популярная ценовая вилка. К сожалению, ее невозможно объяснить в двух словах.
       FOREX (обратно к тексту) - международная электронная биржа, специализирующаяся на торгах валютами и их производными - фьючерсами, опционами и фьючерсными опционами.


  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.